Функциональный аспект общения

Функции общения многообразны. Их можно выявить при сравни­тельном анализе общения человека с разными партнерами, в различ­ных условиях, в зависимости от используемых средств и влияния на поведение и психику участников общения.

В системе взаимосвязей человека с другими людьми выделяются такие функции общения, как информационно-коммуникативная, регу­лятивно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная.

Информационно-коммуникативная функция общения — это, по сути, передача и прием информации как некоего сообщения. В нем имеют место два составных элемента:

1) текст (содержание сообщения);

2) от­ношение к нему человека (коммуникатора).

Изменение доли и харак­тера этих составляющих, то есть текста и отношения к нему сообщаю­щего, может существенно повлиять на характер восприятия сообщения, на степень его понимания и принятия, а следовательно, отразиться на процессе взаимодействия между людьми.

Информационно-коммуни­кативная функция общения хорошо представлена в известной модели Г. Лассуэлла, где в качестве структурных единиц выделяются такие звенья, как коммуникатор (кто передает сообщения), содержание сообщения (что передается), канал (как передается), реципиент (кому передается).

Эффективность передачи информации может выражать­ся степенью понимания человеком переданного сообщения, его приня­тия (отвержения), включая новизну и актуальность информации для реципиента.

Регулятивно-коммуникативная функция общения направлена на организацию взаимодействия между людьми, а также на коррекцию человеком своей деятельности или состояния.

Эта функция призвана соотносить мотивы, потребности, намерения, цели, задачи, предпола­гаемые способы деятельности участников взаимодействия, корректи­ровать ход выполнения намеченных программ, регулировать деятель­ность.

Общение здесь может быть нацелено на достижение сработанности, установление волевого единства действий людей, объе­диненных как в малые контактные группы, так и в большие общности (например, бригады на производстве, сплоченные воинские подразде­ления и т. п.).

Показателем эффективности реализации этой функции общения служит степень удовлетворенности совместной деятельнос­тью и общением, с одной стороны, и их результатами — с другой.

Аффективно-коммуникативная функция общения представляет собой процесс внесения изменений в состояние людей, что возможно и при специальном (целенаправленном), и при непроизвольном воздей­ствии.

В первом случае сознание и эмоции изменяются под влиянием «заражения» (процесса передачи эмоционального состояния другими людьми), внушения или убеждения. Потребность человека в измене­нии своего состояния проявляется у него как желание выговориться, излить душу и т. п.

В ходе общения действуют механизмы социальной перцепции, люди ближе узнают друг друга. Обмениваясь впечатлениями, они лучше на­чинают разбираться в себе, учатся понимать свои достоинства и недо­статки.

Общение с реальным партнером, как отмечалось ранее, может осуществляться с помощью разнообразных средств передачи инфор­мации — языка, жестов, мимики, пантомимики и др. Люди различа­ются между собой по умению пользоваться этими средствами.

Неред­ко в разговоре слова имеют меньшее значение, чем интонация, с кото­рой они произносятся. То же можно сказать и о жестах: порой всего лишь один жест может полностью изменить смысл произнесенных слов.

Когнитивные функции общения проявляются в рамках проблемы «отношение—поведение», эффективное решение которой предполага­ет согласованность взаимодействий партнеров. Большую роль здесь играют аттракция, эмпатия, рассмотренные ниже.

Информационные функции общения обусловлены расширением круга психологических проблем, связанных с передачей и восприятием сообщений. Информационные потоки в каналах коммуникации явля­ются животворящей силой человеческого общения и общественного прогресса.

Информация заключает в себе результаты познания людь­ми всего, что их окружает, общечеловеческий опыт, в котором соеди­нены индивидуальные достижения всех времен и народов.

Она пред­ставляет собой общечеловеческое наследие, которое с помощью средств коммуникации передается от поколения к поколению, создавая для каж­дого из них новые условия жизни и развития.

Информационные функции общения можно трактовать как свое­образный механизм наследования способов адаптивного поведения че­ловека и передачи видового опыта (шаманы, вожди, лидеры).

По­этому информация приобретает наибольшую ценность в любой сфере человеческой деятельности, а статус знающего человека растет в на­ших глазах.

Информация кодируется в каналах связи в виде знаков и их комп­лексов (сообщений, слов, жестов и т. д.), за которыми закреплены определенные значения. Системы знаков образуют естественные и условные языки, с помощью которых и совершается процесс общения.

Знание языков расширяет информационные возможности человека, особенно в межэтнических контактах. Количество языков может быть неограниченным в зависимости от практических потребностей и техни­ческих возможностей.

Эффективность информационных функций общения зависит от успешного решения проблемы соотношения языковых средств со смыс­лом сообщения, что обеспечивает уровень взаимопонимания партне­ров, который осложнен к тому же личностным взаимоприятием кор­респондентов и реципиентов.

В информационном аспекте общения появляются два направления психологического взаимодействия парт­неров. Одно из них связано с восприятием и пониманием смысла сооб­щения, другое — с восприятием и пониманием личности партнера.

Эти процессы находятся в сложных взаимоотношениях. Известно, что с большим доверием воспринимается сообщение, передаваемое коррес­пондентом с более привлекательным внешним обликом, профессиональ­ным и возрастным статусом, нежели человеком, который ближе реци­пиентам по социально-психологической идентичности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)