Устойчивый имидж и деловая репутация образовательной организации

Американский социолог Э. Гоффман определяет имидж, как искусство управлять впечатлением.

Слово «впечатление» соотносится со словом «печать». В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля дается такое толкование этого понятия: «впечатление – оттиск, отпечаток, изображение, след, влияние, действие». В этой связи смысловое богатство понятия «впечатление» позволяет сделать вывод о том, что управлять впечатлением – значит оказывать влияние на восприятие вашего облика окружающими, а учреждения – в социуме, в среде общественности, в коллективе родителей воспитанников.

Э. Ф. Макаревич утверждает, что имидж многое значит в информационном обществе и представляет собой сконцентрированный или стихийно возникший, эмоционально-окрашенный образ чего-либо или кого-либо, воспринимаемый массовым сознанием, рождающим определенное мнение. Это образ – символ, влияющий на эмоции, сознание и поведение личности, общественной группы в отношении объекта. Вместе с тем И. Ю. Беляева отмечает, что с необходимостью позиционирования учреждения на рынке труда актуальной выступает проблема имиджа организации – работодателя, в том числе и такого учреждения, как образовательная организация.

«Имидж – сконструированный или стихийно возникший, эмоционально окрашенный образ чего-либо или кого-либо, воспринимаемый массовым сознанием, рождающим определенное мнение. Это образ-символ, влияющий на эмоции, сознание и поведение личности и общественной группы в отношении объекта» – отмечает Э. Ф. Макаревич.

Э. В. Кондратьев считает, что не зря специалисты «паблик рилейшнз» дают такую формулировку имиджу организации – «это целостное восприятие (понимание и оценка) организации различными группами общественности, формирующееся на основе хранящейся в их памяти информации о различных сторонах деятельности организации.

Интересно
«Имидж является наиболее простым и экономным способом распознавания сложной социальной действительности и основан на результатах обработки информации. Имидж является главным средством воздействия на массовое сознание, потому что он имеет простую, ясную, запоминающуюся форму – знаковую, символическую форму» – отмечает Р. Абрамов.

Поэтому имидж организации (корпоративный имидж), в том числе образовательного учреждения, создается с точки зрения потребителей, партнеров, государственных структур, финансового сообщества, персонала, общественных организаций, местной общественности, средств массовой информации. Если формируется положительное впечатление относительно каждой характеристики имиджа, то имидж организации в целом будет положительным и эффективным.

Таким образом, совокупность представлений об организации с позиций различных общественных групп создает общее и емкое представление деятельности организации – ее совокупный имидж.

Ряд ученых исследователей отмечает, что с помощью имиджа происходит процесс управления поведением людей, влияния на различные социальные группы в любой организации. Практики в области управления персоналом считают, что имидж работодателя стал предметом пристального интереса в России в 2003 г., когда начались первые масштабные исследования в этой области.

Отметим, что имидж работодателя позиционируется как новое направление в маркетинге, специализирующееся на работе с репутацией любой организации, в том числе в образовательной организации.

В таблице 2 представим сводные показатели – характеристики имиджа образовательной организации как работодателя – с учетом анализа социальной и психолого-педагогической литературы по данной проблеме.

Устойчивый имидж и деловая репутация образовательной организации

Показатели таблицы 2 иллюстрируют основные характеристики имиджа ОО как работодателя.

Так, А. Мичурина обозначает имидж работодателя как образ организации на внешнем и внутреннем рынке труда.

А. Герус и А. Шабловский отмечают, что имидж работодателя – это тот же образ организации, сформировавшийся в сознании общественности, представителей социальных заказчиков, а также впечатлений самих сотрудников.

Н. Зуева считает, что имидж организации работодателя есть совокупно комплексный набор ее характеристик, представляющих ее привлекательность.

Т. Старостина определяет имидж организации работодателя как своеобразную оболочку, вызывающую у людей положительно-эмоциональное впечатление.

Уточним, что имидж организации всегда взаимосвязан с ее эффективным развитием, изучением механизмов достижения зрелости, удержания достигнутого – стабильности. Имидж образовательной организации можно рассматривать как одну из значимых составляющих его кадровой политики.

В процессе становления и развития организации выделяют две позиции, которые взаимосвязаны при создании позитивного имиджа при формировании КСО:

  • достижение успеха любыми путями уже на стадии становления организации, при этом будущая и перспективная ее цель отодвигаются;
  • организация, живя сегодняшним днем, не забывает о будущем, ради которого она создана, поэтому чем-то жертвует ради перспективы, но это не означает, что она игнорирует то, что может быть достигнуто сегодня без ущерба для будущего.

Если раньше имидж организации в основном был ориентирован на удовлетворение потребностей социального заказчика, т. е. родителей воспитанников, то сегодня образовательные организации стремятся позиционировать себя еще и как успешных работодателей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)