Стресс и адаптация

В силу того, что мы исследуем проблему стресса — адаптационного синдрома — в ракурсе профессий социономического типа, интересным представляется анализ процесса социальной адаптации в рамках психологического знания.

Как можно увидеть, большинство приведенных в таблице авторов теорий личности считают, что личность является пластичным образованием, в том или иной мере способным к адаптации. Во многих концепциях личности (Оллпорт, Айзенк, Юнг) адаптационные механизмы выполняют интегрирующую, системообразующую функцию.

Сравнение личностных концепций показывает, что одним из ведущих факторов дезадаптации, как и в процессе стрессогенеза, является когнитивный фактор, описываемый такими понятиями, как структурированность личностного пространства и жесткость структуры «Я» (Левин, Юнг, Салливан), когнитивная непредставленность ситуации (Гелен, Томэ), иррациональные убеждения и чувства (Фромм).

На активной природе механизма социальной адаптации делается акцент в концепции А. А. Реана. В связи с анализом типов адаптационного процесса в этой концепции подчеркивается активность так называемого «пассивного» типа. В данном случае речь идет об активном приспособлении личности, об активном самоизменении, самокоррекции в соответствии с требованиями среды. Просто пассивного принятия ценностных ориентаций среды без активного самоизменения быть не может, если речь действительно идет о процессе адаптации.

Таким образом, критерием различения типов адаптационного процесса мы предлагаем считать не «активность-пассивность», а вектор активности, его направленность.

Направленности вектора «наружу» соответствует один тип адаптации. Он характеризуется активным влиянием личности на среду, ее освоением и приспособлением к себе.

Направленности вектора активности «внутрь» соответствует другой тип адаптационного процесса. Он связан с активным изменением личностью себя самой, с коррекцией собственных социальных установок и привычных инструментальных поведенческих стереотипов. Это тип активного самоизменения и активного самоприспособления к среде.

И здесь уместно обратить внимание на определение понятия адаптации, сформулированное на основе теоретических и экспериментальных изысканий Т. В. Середой, которое объединяет на содержательном уровне оба исследуемых феномена (стресс и адаптацию):

Адаптация — это диалектический, системный процесс активного приспособления биосистемы к неадекватным условиям среды ценой дополнительных энергетических затрат, результатом которого является возможность биосистемы оптимально функционировать.

Адаптация, по А. А. Ершову, понимается как единство стресса (общего адаптационного синдрома), памяти и доминанты. Адаптация и преобразование как виды активности человека взаимообусловлены. Адаптация подчиняется не только закону сохранения равновесия, но и законам развития, экономии сил.

Для преобразовательной, творческой деятельности человека необходимы такая регуляция и саморегуляция, которые позволяют ему оптимально приспособиться, усвоить диктуемые условия среды, формы, нормы, ценности поведения, поиска, активности, чтобы достичь свободы действия. Максимально активная личность оптимально приспособлена к среде.

Цель адаптации — достичь оптимума эффективности деятельности, обеспечить развитие организма, человека и, как минимум, сохранить их жизнеспособность, функционирование в своей целостности. Всякая адаптация временна, имеет пределы. Так, биологические пределы адаптации организма заключены в генах, психофизиологическая адаптация к среде обусловлена возможностями темперамента, социальная адаптация осуществляется в рамках объективно складывающихся норм, ценностей, отношений, целей и убеждений.

Социально-психологическая адаптация заключается во взаимном приспособление личностей, групп путем усвоения ролей, норм, способов, форм взаимодействия в определенных условиях. Так, человек вначале «входит» в группу, приспосабливается к ней, разделяя убеждения и представления ее членов, а затем воздействует на них, изменяя их взгляды.

Обобщая приведенные мнения указанных выше авторов, можно заключить, что за приспособительной активностью социальной и профессиональной адаптации усматривается преобразовательный характер этой активности, которая свойственна лишь высшему уровню организации биосистемы — человеку. Причем ее преобразовательный эффект может быть направлен как во вне, так и на перестройку личностной структуры. Такая преобразовательная активность сближает, на наш взгляд, социальный, психологический, физиологический и общебиологический аспекты понятий общего адаптационного синдрома — стресса и адаптации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)