Экономические основы франчайзинга

Успех франчайзинга базируется на следующих основных принципах:

  • постоянное сотрудничество и высокая степень доверия партнеров;
  • общие для системы стратегия сбыта и ценовая политика;
  • совместное присутствие на рынке;
  • оказание поддержки и обмен информацией;
  • высокая степень предпринимательской инициативы;
  • планирование и прогнозирование развития системы;
  • преимущества конкуренции;
  • отлаженная система поставок.

У франчайзера появляется ряд основных преимуществ, организующих свою деятельность на основе системы франчайзинга. Это:

  • значительное расширение рынка сбыта товаров и услуг и увеличение степени контроля на рынке;
  • возможность сбыта товаров и услуг на удаленных территориях и проведение территориального раздела рынка с целью ограничения конкуренции между франчайзи без нарушения антимонопольного законодательства;
  • регулирование и контроль за качеством ведения бизнеса;
  • проведение единой ценовой политики без опасения нарушения антимонопольного законодательства;
  • возможность расширения опыта ведения бизнеса на основе использования информации от франчайзи;
  • заинтересованность франчайзи как самостоятельного юридического лица в успехе и процветании, следовательно, в увеличении продаж, что в определенной степени гарантирует франчайзеру стабильность получения дополнительного дохода;
  • получение дополнительного дохода от уступки прав на использование товарного знака, фирменного стиля, объектов интеллектуальной собственности, коммерческой информации;
  • получение дополнительного дохода при отсутствии высокой степени риска потерять свой капитал, так как франчайзи имеет свои источники финансирования;
  • экономия административно-хозяйственных и управленческих расходов, которые осуществляются франчайзи;
  • экономия финансовых ресурсов при отсутствии необходимости создания дочерних предприятий, дополнительных расходов на создание материально-производственной базы (производственные, торговые и офисные помещения, оборудование и т. д.), так как франчайзи могут полностью или частично иметь ее в собственности.

Преимущества для франчайзи:

  • франчайзи является самостоятельным юридическим лицом и не теряет свою независимость при принятии решений;
  • франчайзи вступает в готовый бизнес, что в значительной степени гарантирует ему процветание;
  • франчайзи имеет право на изучение опыта и использование знаний франчайзера, приобретает возможность постоянной поддержки со стороны франчайзера;
  • франчайзи выступает под товарным знаком хорошо зарекомендовавшей себя компании, что делает его более привлекательным для потребителя, в отличие от мелкого неизвестного предпринимателя;
  • франчайзи имеет возможность гарантированного получения товаров и других необходимых элементов для работы без сбоев;
  • как правило, крупные компании оговаривают условия своей деятельности на территориях своего присутствия, что гарантирует франчайзи определенный уровень защищенности;
  • франчайзи при поддержке франчайзера имеет возможность профессионального ведения переговоров с крупными фирмами и финансовыми структурами, что практически недоступно мелким предпринимателям;
  • финансовые институты заинтересованы в предоставлении небольших ссуд, так как рискованность вложений ниже в связи с определенными контрольными функциями франчайзера;
  • благодаря известности франчайзера, проводимым маркетинговым исследованиям и рекламным кампаниям круг постоянных потребителей франчайзи увеличивается;
  • в значительной степени снижается риск банкротства;
  • франчайзи имеет значительную экономию ресурсов и времени на рекламе, обучении, проведении маркетинговых исследований, поиске и доставке товаров, разработке и регистрации собственного товарного знака, отработке технологии ведения бизнеса, ведении переговоров и поиске партнеров.
Основной целью франчайзинга (коммерческой концессии), как отмечалось, является передача (предоставление) на коммерческой основе определенного объема имущественных прав использования объектов исключительного права для организации производства и реализации конкурентоспособной продукции (оказания услуг) и оказания управленческих услуг по франшизе (договору коммерческой концессии) для получения сторонами дополнительной прибыли.

Источниками дохода франчайзера (правообладателя), как правило, являются:

  • доход от торговых точек, принадлежащих компании;
  • наценка на первую поставку материалов, сырья;
  • наценка на текущие поставки товаров;
  • вступительный взнос;
  • премия за подбор помещений, оборудования;
  • доход от арендных платежей (аренда, субаренда);
  • доход от лизинга оборудования, транспортных средств;
  • проценты за кредиты;
  • плата за оказываемые управленческие (или другие) услуги в форме процента от продаж франчайзи, или процента от прибыли, или фиксированной ежемесячной платы;
  • маркетинговый взнос;
  • отчисления за содействие продаже товара (услуг), т. е. взносы франчайзи на рекламу, стимулирование сбыта и поддержку торговой марки.

Все отчисления (платежи) франчайзи франчайзеру в соответствии с принятой в России классификацией и правилами бухгалтерского учета можно подразделить на следующие виды:

  • разовые, первоначальные единовременные платежи (в литературе по франчайзингу их называют “вступительным взносом”), которые производятся из собственных (заемных) средств франчайзи и рассматриваются как долгосрочные инвестиции в нематериальные активы, осуществляемые, как правило, до начала выпуска и реализации продукции (услуг) по договору коммерческой концессии (франшизе);
  • периодические отчисления в зависимости от объемов продаж (оборота, прибыли), которые, в свою очередь, должны рассматриваться как текущие в соответствии с условиями договора, производственные расходы (платежи), связанные с производством и реализацией продукции, что позволяет включать эти периодические отчисления в себестоимость производства работ (оказания услуг).
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)